Прокуратура города Чебоксары разъясняет: о добровольных пожертвованиях родителей образовательным организациям.
Осуществление родителями несовершеннолетних детей пожертвований образовательной организации является их правом, а не обязанностью.
В последнее время вызывает много вопросов, прежде всего со стороны родителей учеников школ, обоснованность получения образовательными учреждениями добровольных пожертвований и целевых взносов. Здесь следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» такая деятельность образовательными учреждениями допускается. Однако цели, на которые школам можно получать и расходовать денежные средства, являются исчерпывающими, а именно пожертвования и взносы должны содействовать деятельности в сфере образования, просвещения, духовному развитию личности. Касательно образовательных учреждений расходование денежных средств на иные цели законом не допускается. Установление размера пожертвований также является не правильным, поскольку в данном случае должен соблюдаться принцип соразмерности доходов граждан, которые вносят добровольные пожертвования.
Необходимо помнить, что государством гарантируется бесплатность дошкольного и общего образования (ст. 43 Конституции РФ, ст. 5 Закона РФ «Об образовании»).
Таким образом, вносить ли денежные средства на нужды образовательного учреждения и в какой сумме, вправе решать самостоятельно каждый родитель. В случае нарушения права детей на бесплатное получение образование, в том числе посредством принуждения родителей к сдаче средств, можно обращаться с заявлениями (жалобами) в органы управления образованием, службу по контролю и надзору в сфере образования, органы прокуратуры.
«Ответственность несовершеннолетних за употребление наркотических средств и психотропных веществ».
Наркомания среди несовершеннолетних является одной из социально значимых проблем и вызывает особое беспокойство.
В целях противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ Федеральным законом Российской Федерации от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» их потребление запрещено на всей территории Российской Федерации.
За употребление и распространение наркотических средств и психотропных веществ законодательством предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
За правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств наступает административная ответственность: статья 6.8. Кодекса об административных правонарушений РФ (далее – КоАП РФ) «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов», статья 6.9. КоАП РФ – «Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача», статья 6.9.1. КоАП РФ – «Уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ», статья 6.10. КоАП РФ – «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.18. КоАП РФ», статья 20.20 КоАП РФ - «Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах».
За преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств наступает уголовная ответственность: статья 228 УК РФ «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»; статья 228.1 «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»; статья 228.3. «Незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение или перевозка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ».
Следует также помнить, что склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов образует состав уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 230 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При этом отягчающим моментом является склонение именно несовершеннолетних, поскольку эти деяния относятся к общественно опасным.
Чтобы остановить наркоманию среди подростков, необходима совместная работа не только всех органов и учреждений системы профилактики по противодействию безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, но и активное участие со стороны родителей и законных представителей в воспитании детей, формированию у них правового сознания и негативного отношения к потреблению наркотических веществ.
Прокурор района
старший советник юстиции А.И. Толстов
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, по результатам которой выявлен факт размещения рекламы по продаже наркотических средств на заборе, ограждающем территорию, прилегающую к корпусу «О» ЧГУ им.И.Н. Ульянова нанесены надписи, которые являются рекламой продажи (распространения) наркотических веществ и психотропных веществ и приглашением для работы в целях распространения наркотических средств.
Установленные в ходе проверки факты стали возможны из-за ненадлежащего исполнения обязанностей со стороны работников ЧГУ им. И.Н. Ульянова, осуществляющих контроль и содержание имущества, используемого университетом, что в итоге привело к нарушению требований действующего законодательства о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.
В связи с выявленными нарушениями в адрес университета внесено представление. По результатам рассмотрения представления виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Прокурор района
старший советник юстиции А.И. Толстов
Прокуратурой проведены проверки соблюдения законодательства, направленного на противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, по результатам которой выявлены факты размещения рекламы по продаже наркотических средств и психотропных веществ на домах и сооружениях Московского района г. Чебоксары.
С выходом на место установлено, что на стене многоквартирных домов №32 по ул. Чернышевского, №41 по бульвару Миттова г. Чебоксары; на щите площадки для мусорных баков около дома №35 по бульвару Миттова г.Чебоксары надписи, которые являются рекламой продажи (распространения) наркотических веществ и психотропных веществ.
По результатам проверки прокуратурой района внесено представление в управляющую компанию для принятия мер по устранению нарушений (нарушения устранены, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности).
Прокурор района
старший советник юстиции А.И. Толстов
Прокуратурой проведены проверки соблюдения законодательства, направленного на противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, по результатам которой выявлены факты размещения рекламы по продаже наркотических средств и психотропных веществ на домах и сооружениях Московского района г. Чебоксары.
На внешних стенах многоквартирного жилого дома №13а по б-ру Миттова г.Чебоксары, со стороны гаражного комплекса черной краской нанесена надпись, являющаяся рекламой наркотических средств и психотропных веществ (скорость, соль, амфетамин), а также сайта в сети-Интернет, по которому можно оформить заказ и приобрести указанные запрещенные препараты.
Также на указанном жилом доме голубой краской нанесена рекламная запись с предложением о работе для распространителей наркотических средств посредством мессенджера «Telegram».
Кроме того, рекламные надписи выявлены на наружной стене шестого подъезда с торца многоквартирного жилого дома № 5 по б-ру Миттова г.Чебоксары.
По результатам проверки прокуратурой района внесено представление в управляющую компанию для принятия мер по устранению нарушений (нарушения устранены, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности).
Прокурор района
старший советник юстиции А.И. Толстов
Прокуратурой проведены проверки соблюдения законодательства, направленного на противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, по результатам которой выявлены факты размещения рекламы по продаже наркотических средств и психотропных веществ на домах и сооружениях Московского района г. Чебоксары.
На здании Котельной 8-К, расположенной по адресу: г.Чебоксары, б-р Миттова, д. 15а, по всему периметру нанесены черной краской надписи, которые являются рекламой продажи наркотических веществ «кристаллов» и психотропных веществ, а также адреса Интернет-магазина, посредством которого осуществляется их реализация. Также на стене строения, относящегося к территории вышеуказанной котельной 8-К, со стороны жилого дома №13а по б-ру Миттова г.Чебоксары черной краской нанесены надписи, также являющиеся рекламой наркотических средств и психотропных веществ (скорость, соль, амфетамин), а также сайта в сети-Интернет, по которому можно оформить заказ и приобрести указанные запрещенные препараты.
По результатам проверки прокуратурой района внесено представление в управляющую компанию для принятия мер по устранению нарушений (нарушения устранены, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности).
Прокурор района
старший советник юстиции А.И. Толстов
Прокуратурой Московского района г. Чебоксары в ходе проведенной проверки установлено, что в общем доступе в сети Интернет на сайте ****.biz имеются сведения, которые являются сайтом покупки (продажи) наркотических средств в г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, г. Канаш, г.Волжск и др. с указанием стоимости и номеров КИВИ-кошелька №+7-***-***-***, а также сведения содержащие рекламу предложения работы по сбыту наркотических средств. По результатам проверки прокуратурой района исковое заявление о признании информации, размещенной на сайте запрещенной, и направлении решения суда в Роскомнадзор (иск удовлетворен).
По аналогичным основаниям направлено еще одно исковое заявление по другому сайту.
Информация о выявленных сайтах для сведения и проведения соответствующих проверочных мероприятий, в том числе в рамках оперативно-розыскной деятельности, направлена в УКОН МВД по ЧР.
Прокурор района
старший советник юстиции А.И. Толстов
Дополнительные сборы в системе образования недопустимы.
Поступающие в органы прокуратуры обращения граждан и анализ практики прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства об образовании, свидетельствуют о распространенных фактах неправомерного сбора денежных средств с родителей обучающихся, воспитанников дошкольных и общеобразовательных учреждений.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Обязанности по приобретению имущества, средств личной гигиены, проведение ремонтных работ в учреждении названным законом возложены на образовательную организацию.
Действующее законодательство не содержит запрета на оказание родителями материальной (благотворительной) помощи образовательным организациям.
Вместе с тем, Федеральным законом от 11.08.1995 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлен принцип добровольности такой помощи. Принудительный сбор с родителей денежных средств не допустим.
Соответственно, инициатива оказания помощи школе или детскому саду должна исходить от родителей и носить исключительно добровольный характер для каждого.
Однако на практике допускаются случаи незаконного привлечения денежных средств родителей и иных законных представителей воспитанников и обучающихся под предлогом добровольных пожертвований и благотворительной деятельности на текущие нужды детский садов и школ, а именно, на ремонт классных, групповых помещений, охрану образовательных организаций, приобретение мебели, установку окон, а также на иные материальные ценности, которые должны финансироваться из бюджета. В текущем году прокуратурой района, как и за предыдущие годы выявлены факты сбора денежных средств членами родительского комитета на нужды детского сада, в т.ч. на ремонт учреждения.
Так, к примеру, в одной из дошкольных организаций денежные средства передавались одному из членов родительского комитета., при этом часть родителей лишена возможности определять цели использования вносимых средств и вынуждена была подчиниться мнению большинства на внесение средств на те или иные нужды.
В связи с выявленными нарушениями в адрес образовательной организации внесено представление (на рассмотрении).
И.о. прокурора района
советник юстиции А.А. Архипов
Прокуратура разъясняет: перевозки детей автобусами по новым правилам
С 01 июля 2018 г. вступили в силу изменения в Правила дорожного движения и Правила организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденные постановлением Правительством Российской Федерации от 23.12.2017 № 1621.
Организованной перевозкой является перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
При организованной перевозке группы детей при движении автобуса на его крыше или над ней должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета.
Об организованной перевозке группы детей автобусами необходимо подать уведомление и соблюдать специальный порядок.
В случае организованной перевозки группы детей одним или двумя автобусами не позднее двух дней до дня планируемой перевозки в подразделение Госавтоинспекции по месту начала перевозки руководитель или должностное лицо, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации или иной организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) подают уведомления об организованной перевозке группы детей.
В случае отсутствия в территориальном органе МВД России на районном уровне подразделения Госавтоинспекции уведомление подается в соответствующее подразделение Госавтоинспекции территориального органа МВД России по субъекту РФ.
Уведомление подается лично либо в электронной форме и регистрируется в журнале учета уведомлений об организованной перевозке группы детей автобусами.
Руководителем подразделения Госавтоинспекции в течение суток после получения уведомления организуются:
-информирование подразделений Госавтоинспекции по маршруту перевозки;
-проверка по автоматизированным информационным системам МВД России следующих сведений: о регистрации автобуса; о проведении технического осмотра автобуса; о наличии у водителя, допускаемого к управлению автобусом, осуществляющим организованную перевозку группы детей, водительского удостоверения категории "D"; о не совершении водителем административных правонарушений в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года.
В случае если перевозка осуществляется в составе не менее 3 автобусов, то руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь или фрахтовщик подается заявка на сопровождение автомобилями подразделения Госавтоинспекции транспортных колонн.
И.о. прокурора района
советник юстиции А.А. Архипов
Прокуратурой района проведены проверки соблюдения требований законодательства по антитеррористической защищенности образовательных учреждений
Прокуратурой Московского района г.Чебоксары в первом полугодии 2015 года проведены проверки соблюдения требований законодательства по антитеррористической защищенности образовательных учреждений, расположенных на поднадзорной территории.
Согласно ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – деятельности по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189, территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.
Установление ограждения по периметру территории образовательного учреждения является обязательным в силу закона, поскольку выполнение данного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья учащихся и работников.
Проведенные прокуратурой района проверки с выходом на место показали, что у 8 образовательных учреждений Московского района г.Чебоксары, частично отсутствуют ограждения территории, в связи с чем имеется беспрепятственный доступ к данным образовательным учреждениям, что нарушает их антитеррористическую защищенность.
По результатам проведенных прокуратурой района проверок в адрес руководителей 8 образовательных учреждений г. Чебоксары внесены представления об устранении выявленных нарушений закона. В связи с этим образовательным учреждениям необходимо принять конкретные меры в целях устранения допущенных нарушений законодательства, привлечению виновных лиц к дисциплинарной ответственности, недопущению впредь подобных нарушений законности.
В настоящее время образовательными учреждениями принимаются меры по устранению нарушений законодательства по антитеррористической защищенности.
Старший помощник прокурора района
О.В. Столяренко
Вопрос: Законна ли практика принуждения к оказанию благотворительной помощи образовательному учреждению?
Нередко при обращении в прокуратуру родителей интересует законность взимания различного рода пожертвований на нужды школы или иного образовательного учреждения. Соответствующие требования администрации, если граждане не желают оказывать, так называемую, спонсорскую помощь или услуги по ремонту и т.п., нарушают принципы бесплатности и доступности образования, ущемляя тем самым права и интересы граждан.
В соответствии со ст. ст. 43, 37 Конституции РФ государство гарантирует бесплатность и доступность образования, принудительный труд запрещен. Согласно п. 8 ст. 41 Закона об образовании образовательное учреждение вправе привлекать только добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, какое-либо принуждение к оказанию благотворительной помощи недопустимо независимо от целей сбора средств.
Однако сам факт сбора родительских средств на ремонт класса не является нарушением закона, если родители пожелали его произвести или не возражали против соответствующего предложения учителя. Доказать недобросовестность администрации учреждения можно при наличии сообщения лица о том, что его принудили, например, внести вклад в развитие материально-технической базы школы.
Взимание средств за проведение вступительных испытаний, тестирование при поступлении в гимназии и лицеи, лицейские, гимназические классы муниципальных школ, равно как и проведение самих испытаний, также незаконно.
Кроме вопроса добровольности при оценке законности оказания благотворительной помощи возникает вопрос о цели использования: если средства внесены по воле дарителей и им важно, как пожертвования будут использованы: на укрепление материально-технической базы учреждения или на премии администрации и обустройство ее кабинетов. В соответствии со ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и определять цели и порядок использования своих пожертвований. Таким образом, нецелевое расходование внебюджетных средств и нарушение порядка использования пресекается законом.
Обжаловать незаконные действия образовательных учреждений следует непосредственно в муниципальный орган управления образованием, при бездействии районной или городской администрации – в прокуратуру по месту нахождения учреждения, а также в суд.
Вопрос: Могут ли лица понести ответственность за правонарушение, совершенное другими лицами, например родители за своих детей?
В исключительных случаях законодательство об административных нарушениях допускает возможность привлечения к административной ответственности лиц, фактически их не совершавших.
Например, такие исключения применяются к правонарушениям в области дорожного движения, совершенным с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений специальными техническими средствами (ст. 2.6.1 КоАП РФ).
В данном случае к ответственности привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
При этом, законодательством предусмотрены условия освобождения собственника транспортного средства от такой ответственности.
Для этого, в соответствии с ч. 2 ст. 2.6.1. КоАП РФ собственнику необходимо подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении и доказать, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Что же касается, ответственности родителей за своих несовершеннолетних детей, например, за езду несовершеннолетнего ребенка на мопеде без шлема, необходимо отметить следующее.
В данном случае, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена специальная статья 5.35 - неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних.
Семейным законодательством на родителей возложены обязанности по воспитанию и образованию детей.
Таким образом, если родители, купив ребенку мопед не научили его соблюдать правила дорожного движения, в их действиях формально содержится состав вышеуказанного административного правонарушения.
Вместе с тем, возможность применения ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ к родителям несовершеннолетнего правонарушителя, необходимо рассматривать в зависимости от обстоятельств конкретного дела об административном правонарушении.
Вопрос: Существуют ли ограничения на распространение информации о несовершеннолетних, пострадавших от неправомерных действий?
Федеральным законом от 05.04.2013 № 50-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия).
Так, Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» дополнен нормами, запрещающими распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
Исключением является распространение информации в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.
В этих случаях такая информация может распространяться:
1) с согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и его законного представителя;
2) с согласия законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия);
3) без согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и (или) законного представителя такого несовершеннолетнего, если получить это согласие невозможно, либо если законный представитель такого несовершеннолетнего является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий.
Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о личности несовершеннолетнего потерпевшего от преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности допускается только в целях расследования преступления, установления лиц, причастных к совершению преступления, розыска пропавших несовершеннолетних в объеме, необходимом для достижения указанных целей, и с соблюдением требований, установленных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
За несоблюдение установленных законом ограничений, незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушение предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст.13.15. КоАП РФ в виде административного штрафа: на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц от 400 тысяч до 1 миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.